Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
В детском саду созданы специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями, связанными с нарушением речи и с задержкой психического развития. Ребенок может посещать группы компенсирующей или комбинированной направленности при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии. В учреждении имеются и оснащены необходимым оборудованием:
- кабинеты учителя-логопеда;
- кабинеты учителя-дефектолога;
- кабинеты педагога-психолога;
- сенсорная комната.
Объекты для проведения практических занятий
Практические занятия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами проводятся в:
- спортивном зале;
- музыкальном зале;
- в групповых помещениях;
- кабинете учителя-логопеда;
- кабинете педагога-психолога;
- кабинете учителя-дефектолога.
Библиотека
В методическом кабинете ДОУ расположена библиотека, содержащая научно-методическую, педагогическую литературу, детские издания, периодические издания, раздаточный и демонстрационный материал для организации образовательного процесса. В каждой группе имеется мини-библиотека, приспособленная для пользования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, оснащённая детскими книгами, журналами, иллюстрациями к художественным произведениям, русским фольклором и фольклором народов мира, фонотекой с записями художественных текстов, материалами по подготовке детей к грамоте.
Спортивные объекты
Физкультурный зал оборудован спортивным инвентарем, необходимым для использования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами: беговая дорожка, гимнастическая лестница, мячи разного размера, скакалки, гимнастические палки, канат, веревочная лестница, скамейки гимнастические, гимнастические кольца, маты, мягкие модули, баскетбольные кольца, волейбольная сетка, дуги для подлезания, батуты, предметы для метания: мешочки, массажные мячики, полоса препятствий, фитболы, кегли, кольцебросы, футбольные ворота, клюшки, шайбы, лыжи, самокаты, дорожки для профилактики плоскостопия.
Средства обучения и воспитания
Для детей с расстройствами аутистического спектра:
- средства альтернативной коммуникации PECS;
- средства для снятия сенсорной разгрузки (оборудование для сенсорной комнаты: сухой бассейн, кресло «яйцо совы», сенсорный мешок, воздушно –пузырьковые колонны, батут, кресло – мешок, мягкие модули, мячи –прыгуны, сенсорный пол, шумоизолирующие наушники);
- индивидуальные столы для занятий;
- средства для визуального расписания;
- развивающие пособия и адаптированные пособия для детей с РАС; средства для развития мотивационной сферы ребенка
- фартуки тьютора;
- утяжелители: утяжеленное одеяло и утяжеленный жилет;
- счетчики поведения;
- массажные дорожки;
- световой стол для рисования песком.
Для детей с тяжелыми наруениями речи:
- разрезные азбуки и кассы к ним;
- альбом с картинками для исследования произношения звуков;
- наборы картинок, картинное лото, предназначенные для работы над речевым материалом на различные группы звуков;
- книги-пособия с речевым материалом для закрепления произношения разных звуков;
- наглядный материал по развитию речи (предметные, сюжетные, серии картинок и т.д.);
- настольные игры (различные лото, кубики, мозаика, специальные лото и др.) и игрушки (мебель, посуда, животные, птицы; игрушки, предназначенные для развития дыхания и т.д.);
- буквари на русском (родном) языке, книги с материалом для чтения, методические и учебные пособия;
- игры для коррекции речевой сферы, таблицы;
- сюжетные игрушки;
- картотеки речевых игр;
- речевой материал по лексико-грамматическим темам;
- презентации по лексическим темам;
- дидактический материал для постановки звуков;
- предметно-игровая среда «Фиолетовый лес» (игры Воскобовича);
- игровой стол для песочной терапии.
Для детей с задержкой психического развития:,
- стол для пескографии.
- материал для развития зрительной функции (цвет, форма, величина, целостность и дифференцированность зрительных образов): наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений, и геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями.
- материал для развития слуховой функции (звукоразличение и идентификация, фонематический слух; слуховое внимание и память): записи со звуками природы, животных, музыкальных инструментов; музыкальные инструменты; звуковые игрушки.
- материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия: различные виды массажных инструментов; наборы контрастных по текстуре материалов для касания; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; тактильные дощечки; ванночка и игрушки для игры с водой; контейнер с фасолью и различными крупами; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических форм;
- материалы для развития мелкой моторики: наборы мелких предметов, природный материал, пластилин, трафареты, обводки, массажные мячи, молнии, пособия с пуговицами, счетные палочки, шнуровки, лабиринты, конструкторы, наборы прищепок, «Мозаика для развития пальцев», «Напольная мозаика», пособия для развития графомоторных функций (прописи буквенные и цифровые, штриховки, пособие «Тренируем пальчики»), картотека пальчиковых игр и др.;
- материалы для развития общей моторики: комплексы профилактических физических упражнений;
- материалы для развития памяти и внимания: дидактические игры на развитие памяти и внимания: «Запомни и назови», «Опосредованное запоминание», «Найди отличия», «Найди пару», «Лабиринты» и др.;
- материалы для развития мышления: развивающие пособия «Логические блоки Дьенеша», палочки Кюизнера, «Четвертый лишний» «Классификация», «Нелепицы», «Последовательность событий», пособия с пословицами и поговорками; сюжетные картинки с очевидным и скрытым смыслом; серии картинок, связанных единым сюжетом; рисунки с эмоциями людей и сюжеты, раскрывающие эмоции; конструкторы; мозаика; сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического мышления; различные варианты настольных игр на развитие элементов логического мышления; книги, содержащие произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления;
- материалы для развития речи и представлений об окружающем: предметные и сюжетные картинки, плакаты по всем лексическим темам; опорные схемы для пересказов, рассказов-описаний; наглядный материал сезонных изменений в природе; различные варианты дидактических игр и книг по развитию речи;
- пособия по ФЭМП: материал для обучения детей счету; для упражнений в распознавании величины предметов; для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур; пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке и ориентировке во времени. Счетный материал (яблоки, груши, листья, морковки, зайцы, мячи, матрешки), объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу; наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера; наборы счетных палочек, цифр; магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;
- бизикубы;
- тактильная панель;
- интерактивные столы.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Обеспечено устройство входных групп с учетом потребностей инвалидов различных категорий (К, О, С, Г, У): имеется пандус, поручни. Вход в здание оборудован звонком вызова персонала для сопровождения людей с ограниченными возможностями; имеется вывеска с названием организации, графиком работы на контрастном желтом фоне со шрифтом Брайля, мнемосхема с планом размещения помещений внутри здания.
Детский сад функционирует с 1978 года. Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. При необходимости доступа в здание инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. Разработан паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования.
Официальный сайт ДОО имеет версию для слабовидящих людей.
Специальные условия питания
Организация питания осуществляется в соответствии с с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20, примерным 10-дневным меню, разработанным с учетом физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей дошкольного возраста, утвержденного заведующим ДОУ. На каждое блюдо для примерного 10-дневного меню разработаны технологические карты. Обучающиеся получают пяти разовое питание (второй завтрак – фрукты, сок). Создание отдельного меню для детей-инвалидов и дошкольников с ОВЗ не практикуется.
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ оборудован медицинский блок, состоящий из процедурного и медицинского кабинета. Медицинская деятельность осуществляется медицинским персоналом ГУЗ "Липецкая городская детская больница" Детской поликлиники № 3 г. Липецка, который наблюдает за состоянием здоровья, физическим развитием воспитанников, организует и проводят при согласии родителей (законных представителей) воспитанников медицинские осмотры, профилактические прививки, контролируют санитарное состояние помещений ДОУ, работает с воспитанниками по гигиеническому воспитанию и пропаганде ЗОЖ.
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие маты, сухой бассейн.
Доступ к информационным системам
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом детского сада. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. В ДОУ нет электронных образовательных ресурсов, самостоятельный доступ к которым обеспечивается обучающимся.
Специальные технические средства обучения
- Интерактивные столы
- Мультимедийные проекторы
- Музыкальный центр, магнитофон
- Ноутбук
- Телевизор